Не ПЦР, а стресс-тест:
как рынок лизинга
пережил пандемию
Почему во всей России оставалось только три BMW X5 на продажу? Почему даже при электронном документообороте приходится распечатывать договоры лизинга? Для чего татарстанским компаниям выходить на биржу? О том, как чувствовал себя рынок лизинга в пандемию, рассказал генеральный директор ООО «Лизинг-Трейд» Алексей Долгих в интервью Inkazan.
как рынок лизинга
пережил пандемию
?
Кто основные клиенты «Лизинг-Трейда»? Изменилась ли во время пандемии структура клиентов?
?
То есть кто-то даже выиграл от пандемии?
?
Из-за коронакризиса люди стали чаще брать в лизинг дешевые модели транспорта, оборудования?
После пандемии цены повысились. Лучше всего это заметно по европейским и американским моделям. Техника «МАЗ», «КАМАЗ» тоже подорожала, но не так существенно.
Люди стали пересаживаться на более доступные, в том числе китайские, бренды, а малый бизнес и микробизнес перешел на б/у. В какой-то момент мы увидели ажиотаж на рынке бывшей в употреблении техники - было время, когда ее вообще не было в продаже. Не все наши клиенты пережили пандемию, поэтому технику возвращали, у кого-то изымали. И она буквально в течение недели расходилась.
Людям надо было выполнять контракты, а новых машин не было или они стоили очень дорого. Например, в некоторых регионах стоимость трехлетних экскаваторов Hitachi была на уровне цен новых. Приходилось брать б/у. По этому же принципу техника от китайских производителей тоже хорошо выстрелила.
В то же время ощущалась нехватка оборудования на рынке. Причин много: закрытие границ, уход многих производителей на карантин, простой заводов в Китае. К нам приходили клиенты, а ближайшие поставки ожидались только через 3-4 месяца.
В то же время ощущалась нехватка оборудования на рынке. Причин много: закрытие границ, уход многих производителей на карантин, простой заводов в Китае. К нам приходили клиенты, а ближайшие поставки ожидались только через 3-4 месяца.
?
Кстати, о нехватке техники. После того, как на складах закончились запасы, дилеры начали жаловаться на дефицит автомобилей. Столкнулась ли компания с проблемами в поставке машин?
?
Во время коронакризиса многие компании терпели убытки. Отразилось ли это на платежной дисциплине? Просили ли клиенты об отсрочке платежей?
«Фривей» - компания в Азнакаево заметная, на рынке уже 14 лет. Транспортное предприятие не только обслуживает внутри- и межгородские рейсы, но и перевозит школьников, сотрудников структур «Татнефти», предоставляет строительную технику для работ по программе «Наш двор». Всего в его автопарке около 70 автобусов, легковых и грузовых автомобилей, спецтранспорта.
Как рассказал директор ООО «Фривей» Рамиль Шайхисламов, во время пандемии компания попросила у «Лизинг-Трейда» об отсрочке платежей. График продлили до конца 2020 года, но организация выплатила все даже раньше - в октябре.
Как рассказал директор ООО «Фривей» Рамиль Шайхисламов, во время пандемии компания попросила у «Лизинг-Трейда» об отсрочке платежей. График продлили до конца 2020 года, но организация выплатила все даже раньше - в октябре.
?
Во время карантина практически вся жизнь перетекла в цифровой формат. Можно ли в «Лизинг-Трейд» оформить сделку онлайн?
?
В январе, октябре и декабре «Лизинг-Трейд» разместил четырехлетние облигации. Какова сейчас структура кредитного портфеля «Лизинг-Трейд» - банк в ней доминирует, или компания привлекает значимые средства извне?
?
Если о размещении подумывали до пандемии, получается, что к выходу на биржу сподвигло что-то другое?
Раньше размещение облигаций компаний подобных нашей было закрытым, по подписке. То есть фактически операции проходили через Московскую биржу, но покупатели обычно заранее были определены. Такой вариант нас не устраивал.
Но потом появились три фактора, из-за которых мы решились. Первое - становление рынка ВДО. Второе - доступность рынков. Раньше надо было разбираться со сложными системами, чтобы купить облигации. Но около двух лет назад стали популярны приложения от «Тинькофф»,«Открытия», ВТБ, «Сбербанка», благодаря которым человек может буквально в 2-3 нажатия купить себе акции или облигации. Третий фактор, который сподвиг на выход на биржу, это ставки по банковским депозитам. В России они никогда не были такими низкими, как в последнее время. Это заставило инвесторов искать альтернативу вкладам.
К тому же облигационное фондирование стало хорошей альтернативой банковскому. В один из предыдущих кризисов финансовые организации поднимали ставки, просили досрочно погасить кредитную линию. В эту пандемию банки были гуманнее: поставили платежи на паузу и не повышали ставки. Но новый транш не давали.
?
На что будут направлены привлеченные в результате размещения облигаций средства?
?
Где легче привлечь деньги - на публичном рынке или в банке?
?
Планируете ли в этом году разместить облигационные выпуски?
По нашей стратегии 30% от общего фондирования мы рассчитываем получать на рынке облигаций. По плану объем нового бизнеса на этот год должен быть на уровне 3-3,5 млрд рублей. Соответственно, нужно привлечь через облигации около 1 млрд рублей.
Мы запланировали два выпуска на этот год. Весной и осенью по 500 млн рублей. Первый выпуск по нашей дорожной карте будет во второй половине-конце мая.
Мы запланировали два выпуска на этот год. Весной и осенью по 500 млн рублей. Первый выпуск по нашей дорожной карте будет во второй половине-конце мая.
На мой взгляд, надо популяризировать выход на биржу. В Татарстане должно быть больше компаний, которые будут привлекать деньги через облигации. Чем больше будет успешных кейсов на рынке, тем лучше. Для нас привлечение все еще достаточно дорогое. Но мы понимаем, что через 2-3 года это будет хорошее подспорье. Все равно рано или поздно будет следующий кризис, и непонятно, как на него отреагируют банки.
В любом случае, услуга лизинга приобретает широкую известность в нашей стране. Становится нормальным брать в лизинг не только автотранспорт и сложное оборудование, но также и более простые предметы - смартфоны, бытовую технику. Я уверен, что через несколько лет мы все будем пользоваться возможностями лизинга. А это большая перспектива роста для нашего бизнеса, и для этого необходимы дополнительные финансы.
Свежие комментарии